Графика А.Н. Бенуа, У. Хогарта, Г.А. Огдена, У. Тернера, La Mode illustrée

А.Н.Бенуа (1870–1960)
Бенуа А.Н.
«Торговка». Эскиз костюма к постановке «Садко», 1930–1931 гг.
Бенуа А.Н.
«Женщина на торге». Эскиз костюма к постановке «Садко», 1930–1931 гг.
Бенуа А.Н.
«Водяница». Эскиз костюма к постановке «Садко», 1930-1931 гг.
Бенуа А.Н.
«Дружинник». Эскиз костюма к постановке «Садко», 1930-1931 гг.
Бенуа А.Н.
«Третий торговец». Эскиз костюма к постановке «Садко», 1930- 1931 гг.
Бенуа А.Н.
«Девушка в порту». Эскиз костюма к постановке
«Садко», 1930-1931 гг.
Бенуа А.Н.
«Мещанка». Эскиз костюма к постановке «Садко», 1930–1931 гг.
Бенуа А.Н.
«Фома. Старшина г. Новгорода». Эскиз костюма к постановке «Садко», 1930–1931 гг.
Бенуа А.Н.
«Обитатель моря». Эскиз костюма к постановке «Садко», 1930–1931 гг.
Бенуа А.Н.
«Девушка в порту». Эскиз костюма к постановке «Садко», 1930-1931 гг.
Бенуа А.Н.
«Первый гость». Эскиз костюма к постановке «Садко», 1930–1931 гг.
Бенуа А.Н.
«Скат». Эскиз костюма к постановке «Садко», 1930–1931 гг.
А.Н.Бенуа – художник, критик и искусствовед, один из главных идеологов художественного объединения «Мир искусства».
В Галерее Дамирова наиболее полно представлена лишь одна сторона его необъятной деятельности. Речь идет об эскизах костюмов к опере Н. А. Римского-Корсакова «Садко». Эта опера является ярким отражени- ем роста национального самосознания и потребности в выражении самобытности русского народа: она основывается на старинных былинах о новгородском гусляре Садко.
Впервые эта постановка была представлена в Москве в Частной опере Солодовникова в 1897 году, и изначально она не снискала популярности, однако уже в 1930 году опера была поставлена в театре «Елисейских полей» в Париже, в постановке которой участвовал Бенуа. Его эскизы к костюмам поражают воображение яркостью и тщательной проработкой деталей. Созданные им фантазийные образы (например, «Скат», 1930–1931 гг.) демонстрирует то, как тонко и своеобразно Бенуа чувствует иллюстрируемое им произведение.
У. Хогарт (1697–1764)
У. Хогарт
«Ленивый ученик предан проституткой», 1796 г.
Печать Томаса Кука
У.Хогарт – английский художник и гравер, использовавший гравюры в качестве распространения своих живописных произведений. Вдохновляясь философскими идеями Просвещения, Хогарт предпочитал сатирический жанр, высмеивая в своих композициях пороки современного ему общества: одна из самых известных серий гравюр и картин Хогарта, «Карьера проститутки», повествует о судьбе девушки, приехавшей в столицу из провинции и, которая, попав под дурное влияние, пошла по «неправильному» пути.
В коллекции Галереи Дамирова находятся произведения из других графических серий Хогарта, также поражающих воображение своей злободневностью и прямолинейностью.
Модная графика
Неизвестный автор
Иллюстрация. Журнал «La Mode illustrée», 1879 г.
Неизвестный автор
Иллюстрация. Журнал «La Mode illustrée», 1864 г.
Неизвестный автор
Иллюстрация. Журнал «La Mode illustrée», 1879 г.
Неизвестный автор
Иллюстрация. Журнал «La Mode illustrée», 1861 г.
В Галерее Дамирова значительную часть коллекции гравюр занимает модная графика из французского журнала «La mode illustrée» («Иллюстрированная мода»), выпускавшегося в период с 1860 по 1937 годы. В красочных композициях художники изображают девушек, одетых в изысканные костюмы по последней моде. Большая часть модной графики в Галерее относится к 1860-1870м годам.
Военная графика
Г.А. Огден
«Офицеры и кадеты», конец XIX в
Г.А. Огден
«Офицеры с собакой»
Г.А. Огден
«Бригадный генерал и линейные офицеры»
Г.А. Огден
«Генерал, генерал-майор и офицеры генерального штаба», 1885 г.
Еще одним распространенным мотивом в графике, представленной в Галерее Дамирова, являются военные сюжеты. Автор большей части этих произведений – американский иллюстратор Генри Александр Огден (1856–1936), ставший известным благодаря своим жанровым сценкам с изображением военных.
Религиозные сюжеты
Неизвестный автор
«Распятие Христа», 1792 г.
Неизвестный автор
Копия картины Антониса ван Дейка «Мистическое обручение
святой Екатерины», 1880-1895 гг.
Широко представленные в Галерее гравюры на религиозные сюжеты отличаются разнообразием – в некоторых изображаются сцены с распятием Христа, в других – мирные изображения Мадонны с младенцем, в-третьих - штудии религиозных архитектурных святынь.
Зоологические штудии
Неизвестный автор
«Медведи», XIX в
Неизвестный автор
«Страусы», XIX в
Неизвестный автор
«Рыбы», XIX в
Неизвестный автор
«Птицы», XIX в
В Галерее находится большое количество графических штудий всевозможных животных – насекомых, птиц, пресмыкающихся, млекопитающих. Они могли быть не только способом украшения пространства, но и быть полезными в учебных целях, поскольку гравёры в подробностях изображают характерные отличительные черты представителей разных видов.