Картины И.К. Айвазовского, И.И.Бродского, И.И. Шишкина, К.А. Коровина, В.Д. Поленова, К.И. Горбатова

И. К. Айвазовский (1817−1900)
Айвазовский И.К.
«Морской пейзаж с маяком», 1846
Холст, масло; 54х76
Айвазовский И.К.
«Лодка с людьми в море», 1892 г.
Айвазовский И.К.
«В Ливадии», 1886
Холст, масло; 53х71
Айвазовский И.К.
«Пейзаж с волами», 1867
Холст, масло; 94х147
Айвазовский И.К.
«Парусник в бурю», 1886
Холст, масло; 91х116
И. К. Айвазовский — величайший русский маринист армянского происхождения. Живописные морские виды Феодосии — его родного города, расположенного в юго-восточной части Крымского полуострова — оставили неизгладимый след в его сознании и определили вектор его художественного развития. В собрании Галереи хранится произведение, демонстрирующее
то разнообразие жанров, к которым обращался Айвазовский в своем творчестве. Речь идет о полотне «Пейзаж с волами» (1861 г.) — одном из многих пейзажей. Эта композиция, в отличие от предыдущей, более спокойная и уравновешенная: глаз зрителя отдыхает благодаря теплым оттенкам и сглаженным, будто бы растворяющимся в мягком тумане, контурам. В 1860-е годы художник довольно часто обращался к сухопутным — летним и зимним — пейзажам. Интересно, что одно из подобных произведений принадлежало самому Александру II. В дальнейшем художественный стиль Айвазовского развивался, становясь более выраженным и самобытным. Произведения «В Ливадии» и «Парусник в бурю» (1886 г.) относятся к позднему периоду творчества художника, когда тот прочно обосновался в Феодосии (до этого он совершал периодические поездки в столицу). При сравнении с более ранним «Морским пейзажем с маяком» эти два произведения кажутся более зрелыми в плане проработки глубины пространства и сложными с точки зрения колорита.
А.П. Боголюбов (1824−1896)
Боголюбов А.П.
«Венеция», 1870-е гг.
Фаянсовое блюдо, гризайль; 35х35
Боголюбов А.П.
«Пейзаж с ветряной мельницей», 19 в.
Дерево, масло; 26х22,2
А. П. Боголюбов — художник-маринист, внук писателя А. Н. Радищева. Возможно, его юношеские годы, проведенные в Морском кадетском корпусе, предопределили его дальнейшую художественную «специализацию», поскольку именно тогда, вдохновившись морскими пейзажами, он начал заниматься живописью.
В 1850 году Боголюбов поступил в Императорскую Академию художеств, которую закончил спустя 3 года. Он был награжден золотой меда- лью 1-го достоинства. Уже довольно рано художник получил признание со стороны императора — известно, что он сопровождал будущего Александра III в его путешествии по России, во время которого делал зарисовки. Александр II же поручил Боголюбову запечатлеть историю строительства морского флота Петром I в картинах.
Одно из двух произведений Боголюбова, хранящихся в Галерее Дамирова — «Венеция» (1870-е годы, Галерея Дамирова, Москва) демонстрирует «морскую» сторону живописи Боголюбова. Необычная техника исполнения (изображение нанесено поверх фаянсового блюда гризайлью) и небольшой размер придают этому произведению атмосферу камерности и некоторой декоративности, что отличает его от других произведений художника, которым характерна монументальность.
М. В. Боскин (1875−1930)
Боскин М.В.
«На дороге»
Холст, масло; 50х45
Боскин М.В.
«Грот»
Холст, масло; 27,5х40
М.В. Боскин — художник, по своему художественному стилю близкий к кругу передвижников. Будучи выходцем из бедного крестьянства, Боскин сохранил на всю жизнь любовь к русским пейзажам. Его учителем был И. И. Шишкин, благодаря которому молодой художник неоднократно ездил на русский север (например, на остров Валаам).
В своих картинах художник запечатлевал сцены из крестьянской жизни — быт, гуляния простых людей.
В то же время, Боскин увлекался и пейзажным жанром — так, в коллекции Галереи находятся его картины — «На дороге» и «Грот» — которые радуют взгляд спокойным колоритом и знакомыми каждому сельскими мотивами.
М. И. Бочаров (1831−1895)
Бочаров М.И.
«Крымский пейзаж», около 1888
Холст, масло; 81,5х105,5
М.И. Бочаров — театральный декоратор и пейзажист.
С 1848 года обучался в Московском училище живописи, ваяния и зод- чества, с 1852 года — в Академии художеств, где был учеником М. Н. Воробьева. Также он был удостоен нескольких серебряных и золотых медалей.
Как театральный художник работал в Императорских театрах, в том числе и в Мариинском, написал множество декораций к нескольким спектаклям, тем самым развивая отечественное театрально-декорационное искусство. В своих произведениях часто уделял внимание пейзажам, а в особенности видам Крыма.
В коллекции Галереи находится одна картина художника «Крымский пейзаж», которая датируется 1888 годом. Творчество Бочарова развивалось под влиянием искусства передвижников: в его произведениях, в том числе на этой картине преобладают принципы академического направления.
И.И. Бродский (1883−1939)
Бродский И.И.
«В деревне», 1903
Холст, масло; 50х68
В историю искусств И.И.Бродский вошел как соцреалист, который изображал значимых политических деятелей советской эпохи в разных амплуа за различными занятиями, к числу таких картин можно отнести знаменитую композицию «В. И. Ленин в Смольном» (Третьяковская галерея, 1930 г.).
Однако до революции искусство Бродского было далеко от политики, он писал мирные пейзажи, прославляющие красоту русской природы. К таким произведениям относится и картина из собрания Галереи «В деревне». Это произведение — яркий пример раннего периода творчества Бродского. К этому времени он едва успел закончить Одесское художественное училище.
Четко выстроенная перспектива и простая композиции выдают еще некоторую «ученическую» скованность, которой суждено будет со временем исчезнуть для того, чтобы уступить место постоянно развивающемуся авторскому стилю.
Н. Н. Бунин (1856−1912)
Бунин Н.Н.
«На жатве», 1880-е гг.
Н.Н. Бунин — художник, специализирующийся на батальной живописи.
В коллекции Галереи находится произведение Бунина «На жатве» (Галерея Дамирова, Москва). Подобный мотив представляется необычным для творчества художника, учитывая, что в большей части своих произведений он обращался к военной тематике. Эта картины, напротив, кажется мирной и спокойной, почти пасторальной.
С. А. Виноградов (1869–1938)
Виноградов С.А.
«Усадьба», 1924 г.
Н.Н. Бунин — художник, специализирующийся на батальной живописи.
В коллекции Галереи находится произведение Бунина «На жатве» (Галерея Дамирова, Москва). Подобный мотив представляется необычным для творчества художника, учитывая, что в большей части своих произведений он обращался к военной тематике. Эта картины, напротив, кажется мирной и спокойной, почти пасторальной.
К. И. Горбатов (1876–1945)
Горбатов К.И.
«Нижний Новгород, Софийский собор», 1910 г.
Горбатов К.И.
«Осенний пейзаж с рекой», конец XIX-начало XX в
К.И. Горбатов – один из крупнейших представителей русской школы пейзажной живописи. Довольно рано обнаружив склонность к творчеству, в начале 1860-х годов он поступил в обучение к Ф. Е. Бурову.
В дальнейшем Горбатов не отступал от избранного пути, продолжая совершенствовать свой стиль.
К 1910-ым годам Горбатов стал зрелым, сформировавшимся художником. В Галерее хранится две его работы: «Нижний Новгород, Софийский собор» (1910 г.) и «Осенний пейзаж с рекой» (1910–1920 гг.) (Галерея Дамирова, Москва). В этих произведениях Горбатов демонстрирует уверенное знание традиционной пейзажной школы, прибегая к спокойным ракурсам и колориту, радующему глаз.
М. И. Доливо-Добровольский (1841–1881)
Доливо-Добровольский М.И.
«Нижний Новгород», конец 1870 – начало 1880-х гг.
Доливо-Добровольский М.И.
«Деревенская улица», 1870 –1880-е гг.
М.И. Доливо-Добровольский – художник-пейзажист, выпускник Академии художеств. В период обучения он был удостоен множества наград, в том числе трех малых серебряных медалей, а также большой серебряной медали за пейзаж «Зима» (1864 г.). В 1866 г. Доливо-Добровольский получил звание классного художника III степени по пейзажной живописи.
В конце 1870-х работал в Саратовской губернии. Начиная с этого периода произведения Доливо-Добровольского пользовались широкой популярностью и приобретались известными купцами. В коллекции Галереи находятся два произведения художника: «Нижний Новгород» и «Деревенская улица» (1870–1880-х гг., Галерея Дамирова, Москва). Эти работы являются характерным примером самобытности, демонстрирующим стремление передать русскую природу такой, какой она предстает перед самим художником. Доливо-Добровольский придает особое значение простору изображаемого им пейзажа, в связи с чем он создает открытую форму, не ограничивающую композицию, при которой предметы на картинах отчасти выходят за пределы.
С. С. Егорнов (1860–1920)
Егорнов С.С.
«Вид на камень Айвазовского», 1913 г.
С.С. Егорнов – художник, специализирующийся на пейзажной живописи. Учился у К. А. Брюллова, в мастерской которого он познакомился с такими знаменитыми мастерами, как М. К. Клодт, И. Н. Крамской, И. И. Шишкин.
В Галерее Дамирова хранится одна характерная для Егорнова работа «Вид на камень Айвазовского» (1913 г., Галерея Дамирова, Москва). Как следует из названия, это произведение является своеобразным оммажем творчеству Айвазовского. Камень Айвазовского – это поэтическое название скалы, похожей на нос корабля, расположенной в Алупке. Стоя на ней, Айвазовский любил смотреть на море и вдохновляться его красотой.
Композиция картины Егорнова сдержанна, а мягкий мерцающий колорит навевает ощущение спокойствия и безмятежности.
В. И. Зарубин (1866–1928)
Зарубин В.И.
«Нормандское побережье», 1923 г.
В.И. Зарубин – художник и график, пейзажист, сценограф, академик Императорской Академии художеств.
Его творчество отмечено большим количеством произведений, в которых он запечатлел красоту своей родины – Украины. Учебное путешествие во Францию оказало на него большое влияние: так, в 1896 году на выставке было представлено его произведение «Из природы Нормандии», которое, очевидно, было вдохновлено пейзажами северной части Франции.
В 1923 году Зарубин создал картину, логически продолжающую эту тематику. Речь идет о «Нормандском побережье» (Галерея Дамирова, Москва). Между созданием картин «Из природы Нормандии» и «Нормандское побережье» прошло почти тридцать лет, которые были насыщены значимыми для художника событиями: Зарубин поступил в Высшее художественное училище при Императорской Академии художеств, где его главным наставником был А. И. Куинджи и в дальнейшем активно развивался на художественном поприще, участвуя в различных выставках и в результате получив звание академика. Тем не менее, тот факт, что Зарубин обращался к «нормандской» тематике как в начале своего творческого пути, так и в конце, свидетельствует о ее важности для него.
А. О. Калмыков (1869–1929)
Калмыков А.О.
«В бушующем море», 1902 г.
А.О. Калмыков – художник, родился в Керчи. Брат известного пейзажиста Г.А. Калмыкова. Художественное образование получил в студии И.К. Айвазовского в начале 1890-х. Исполнял эскизы декораций к спектаклям. В 1908 году написал пьесу и осуществил ее постановку в театре «Эден» в Петербурге. В 1924–1929 годах был художником Ленинградского института черных металлов. Писал, в основном, морские пейзажи.
«В бушующем море» (1902 г, Галерея Дамирова, Москва) – произведение, демонстрирующее явное влияние Айвазовского, учителя Калмыкова. Оно проявляется не только в самом сюжете произведения, но и в том, как автор изображает волны и облака. Однако Калмыков изображает лодку с людьми более крупной и помещает ее в центр композиции – его наставник, как правило, больше внимания уделял бушующей стихии, а не мореплавателям, попавшим в беду.
К. А. Коровин (1861–1939)
Коровин К.А.
«Париж», 1902 г.
Коровин К.А.
«Мальчик-рыбак у моря»,
конец 1880-х гг.
К.А. Коровин – один из знаковых художников, кого некоторые искусствоведы причисляют к школе русского импрессионизма, имеющего национальную специфику и во многом не совпадающую с хрестоматийным представлением. Коровин был многожанровым мастером, который обращался к разным сюжетам, форматам и техникам живописи. Он был и театральным декоратором, и создателем костюмных эскизов, и пейзажистом, и портретистом...
О разносторонности Коровина свидетельствуют и две небольшие работы, хранящиеся в Галерее Дамирова: «Мальчик-рыбак у моря» (конец 1880-х) и «Париж» (1902 г.) (Галерея Дамирова, Москва). Они принадлежат к разным периодам и в связи с этим очень отличаются друг от друга.
Так, Мальчик-рыбак у моря – произведение, которое относится к раннему периоду творчества художника. В это время он попал под влияние французских импрессионистов, и это считывается в вибрирующем и стремительном характере мазков: особенно это заметно в способе изображения поверхности воды. В этом произведении Коровин активно работает с фактурой, создавая солнечные блики на воде при помощи крупных пастозных мазков. Фигура мальчика, напротив, проработана более гладко и сдержанно.
Школа Луки Джордано
Неизвестный художник неаполитанской школы живописи второй половины XVII–первой четверти XVIII века (школа Луки Джордано?)
«Жертвоприношение Авраама»
По стилистическим и формальным признакам эксперты относят это произведение к мастерской (или, возможно, последователю) Луки Джордано – деятельного неаполитанского художника конца XVII-начала XVIII веков.
Сюжет произведения восходит к ветхозаветной истории об Аврааме, который, беспрекословно повинуясь требованию Бога, попытался принести в жертву своего сына Исаака. Однако, когда Авраам занес нож, ему явился ангел и остановил его, поскольку своими действиями Авраам уже доказал свою веру в Бога.
Художник изображает момент разговора Авраама с ангелом. Художественная манера с темным драматичным колоритом, нервными, будто бы вибрирующими контурами и диагонально выстроенной стремительной композицией может свидетельствовать о барочных реминисценциях, которые еще были довольно сильны к концу XVII века.
Г. А. Медведев (1868–1954)
Медведев Г.А.
«Ранняя весна с рекой на втором плане
и розовым лесом вдали», 1930-е – начало 1940-х гг.
Медведев Г.А.
«Осенний пейзаж с красными кустами на переднем плане», 1930-е–начало 1940-х гг.
Г. А.Медведев – художник, в 1894 году окончивший Императорскую Академию художеств в Петербурге. В своем творчестве он часто обращался к историческому жанру («Поход Стеньки Разина» (1926 г.), «Плач мордовской невесты» (1931 г.)), однако в Галерее Дамирова хранится большое количество созданных им пейзажей - около 25 произведений.
В некоторых в картинах «Пейзаж. На даче», «Первый снег» (1930-е гг.) (Галерея Дамирова, Москва) Медведев запечатлевает красоту зимней природы. Однако более распространенными являются летние и весенние пейзажи: «Летом. Вид с возвышенности на дальние поля» (1930-е гг.), «Летом. Дорожка к погребу» (1930-е гг.) (Галерея Дамирова, Москва). Всем пейзажам характерно композиционное спокойствие и сдержанная яркость колорита: при взгляде на них зритель чувствует умиротворение, и его глаз отдыхает.
А. И. Мещерский (1831–1902)
Мещерский А.И.
«На берегу моря», 1889 г.
А.И.Мещерский – художник-пейзажист. Его творческий путь кажется необычным: он отучился в Императорской Академии художеств, где его учителями были Ф. А. Бруни и С. М. Воробьев. Дальше художник отправился совершенствовать свое мастерство не в Рим, как делали многие его коллеги, а в Швейцарию, куда в дальнейшем еще не раз возвращался.
В 1889 году художник написал картину «На берегу моря» (1889 г., Галерея Дамирова, Москва), которая относится к позднему периоду его творчества. Возможно, эта картина была создана под впечатлением его многочисленных поездок за границу. К этому времени Мещерский получил широкое признание как в России, так и за рубежом: в 1886 году его наградили орденом св.Анны за «особые труды на художественном поприще».
В.Л. Муравьев (1861-1940)
Муравьев В.Л.

Пейзажные миниатюры, 1900-1910-е гг.
Муравьев В.Л.

Пейзажные миниатюры, 1900-1910-е гг.
В.Л. Муравьев – русский и советский художник, граф по происхождению, в чьем творчестве преобладал пейзажный жанр. Его обучение было сложным и тернистым. Дело в том, что изначально он учился в Пажеском корпусе, престижном военно-учебном заведении, но затем самовольно бросил занятия и записался в Петербургскую Академию художеств. Там он посещал пейзажный класс, которым руководил известный русский пейзажист М.К. Клодт – его руководство, однако, было лишь формальным, поскольку на тот момент он был тяжело болен. В связи с этим, Муравьеву приходилось самостоятельно искать себе учителей.
Для его пейзажей характерен интерес не только к состоянию природы, но и к животному миру, это видно и по серии пейзажных миниатюр (1900-1910-е г., Галерея Дамирова, Москва). Кроме этого, эти работы говорят о том, что Муравьев был не только талантливым живописцем, но и одаренным графиком.
А. А. Писемский (1859–1913)
Писемский А.А.
«Сосна», конец XIX-начало XX в
А.А. Писемский – художник-пейзажист, племянник писателя А.Ф. Писемского. Закончил Императорскую Академию художеств в Петербурге, где учился у известного художника М.К. Клодта. В свое время пейзажи Писемского были очень популярны, причем некоторые современники оценивали его талант выше таланта И.И. Шишкина.
Главным интересом Писемского стали неприметные на первый взгляд уголки русской природы: леса, поля, небольшие деревушки. Однако именно в этих пейзажах художник сумел разглядеть присущее им скромное очарование. «Сосна» (конец XIX в, Галерея Дамирова, Москва) – яркое тому подтверждение.
Незамысловатый мотив – одиноко стоящая сосна, окруженная камнями – написан художником с большим вниманием и интересом. Высокая степень детализации и игра с фактурой поверхности приковывают внимание к этой картине, пробуждая желание рассматривать ее снова и снова.
В. Д. Поленов (1844–1927)
Поленов В.Д.
«Ольшанка», конец 1870-1880-е гг.
В.Д. Поленов– художник, занимавшийся исторической, пейзажной и жанровой живописью. Учился на физико-математическом и юридическом факультетах Петербургского университета, одновременно занимаясь в Императорской Академии художеств.
На картина «Ольшанка» (1870–1880-х гг., Галерея Дамирова, Москва) По- ленов изобразил имение его дяди в Тамбовской губернии. Художник довольно часто гостил там и запечатлевал живописные виды в рисунках и картинах. Это произведение продолжает целую серию пейзажей с изображением этого имения.
Н. Е. Сверчков (1817–1898)
Сверчков Н.Е.
«Жокей на лошади», 1870–1880-е гг.
Н.Е. Сверчков – живописец, баталист и жанрист. Родился в семье служащего придворного конюшенного ведомства, и, возможно, этот фактор предопределил его художественные ориентиры – на его полотнах довольно часто появляются лошади. Преподавал в Императорской Академии художеств, периодически выполнял заказы самого Александра II Например, к таким произведениям относятся картины «Царь Алексей Михайлович с боярами на соколиной охоте» (1873 г., Государственный Русский музей, Санкт-Петербург) и «Поезд Ивана Грозного на богомолье» (1875 г., Кремлевский дворец, Москва).
В композиции «Жокей на лошади» (1870–1880-е гг., Галерея Дамирова, Москва) вновь присутствует лошадь. Это произведение выдает интерес Сверчкова к пластике и анатомии этого животного: примечательно, что лошадь выглядит здесь гораздо более крупной, чем сидящий на нем жокей. Сверчков изображает персонажей в движении. Поза жокея неопределенная, но крайне характерная: кажется, что он готовится снять перчатку или перехватить кнут в другую руку.
Р. Г. Судковский (1850–1885)
Судковский Р.Г.
«Прибой у холодного берега», 1870–1880-е гг.
Р.Г. Судковский – один из выдающихся русских маринистов второй половины XIX века. Прожив всего 35 лет, он сумел заслужить признание и авторитет у публики. Известно, например, что за некоторые его работы Академия художеств присудила ему звание художника II степени, хотя при этом он не сдал обязательный экзамен, предшествующий выставке его работ.
Произведение Судковского «Прибой у холодного берега» (1870–1880-е гг., Галерея Дамирова, Москва) вполне вписывается в русскую маринистическую традицию девятнадцатого столетия. Однако нельзя не упомянуть и то, что некоторые исследователи связывают этого художника с творческой артелью (или, возможно, псевдонимом) «Ducommen» (Дюко- мен), которая также занималась созданием морских пейзажей. Вероятно, Судковский копировал работы Дюкомена или же был членом этой художественной группы.
И. И. Шишкин (1832–1898)
Шишкин И.И.
«Летний пейзаж», 1880-е гг.
Шишкин И.И.
«Зимний пейзаж»
И.И. Шишкин (1832–1898) – художник, прославившийся мирными пейзажами, которые воспевают скромную красоту русской природы: современники называли его «лесным богатырем-художником» и «царем леса».
Его творческий путь начался относительно поздно. До того, как поступить в Московскую школу живописи и ваяния, он проучился в Первой Казанской мужской гимназии до пятого класса, но, по-видимому, не обнаружив в себе особой склонности к такому обучению, покинул учебное заведение и начал изучать живопись и рисунок. Его главным наставником был художник - портретист С.М. Воробьев.
Со временем художник получил общественное признание - его пейзажи были трогательными, проникновенными и не оставляли равнодушным никого: его работы приобретали даже монаршие особы (Александр  II и великий князь Павел Александрович). Шишкин пошел по «традиционному» пути художника-академиста и к концу жизни получил звание профессора.
В коллекции Галереи находится два произведения кисти Шишкина, в которых художник запечатлевает природу в разных состояниях. Картина «Летний ручей» (1870–1880-е гг., Галерея Дамирова, Москва) относится к зрелому периоду творчества Шишкина. Это чувствуется в уверенно построенной спокойной композиции. Художник прекрасно передает ощущение летней свежести и беззаботности природы: он делает это при помощи сочного оттенка листвы и травы и прозрачных тонких мазков на небе.
Произведение «Зимний пейзаж» передает совершенно другое настроение. Природа будто бы впала в спячку, покрытые мерцающим снегом земля и деревья навевают ощущение спокойствия и умиротворенности.
Неизвестные художники
Неизвестный художник
Копия Рембрандта «Портрет Саскии с красным цветком», середина XIX в
Неизвестный художник
Копия Хруцкого И.Ф. «Натюрморт с грибами»
Неизвестный художник
Деревья
Копия неизвестного художника картины Рембрандта Харменса ван Рейна «Портрет Саскии с красным цветком» (Дрезденская картинная галерея) была выполнена в 1641 году. Сегодня можно только предположить какую функцию выполняла эта реплика: возможно, художник выполнил ее в учебных целях или создал по заказу почитателя творчества Рембрандта.
Между копией и оригиналом существуют принципиальные различия. Саския на картине художника XIX века выглядит старше, поскольку он уделяет больше внимания проработке морщин на ее лице и так называемым «кольцам Венеры» на шее. Ее лицо не походит на «Рембрандтовский тип», оно кажется более фактурным, в то время как для «оригинальной» Саскии Рембрандта характерна здоровая полнота. Нельзя не отметить и то, что голландский живописец иначе выстраивал колорит. Его цветовые переходы выглядят более мягко и сглаженно.
В то же время, несмотря на эти различия, копия XIX века представляет собой чрезвычайно ценное произведение высокого качества - достойный уровень мастерства художника неоспорим.